Русский Север: Вожгора.. В 20-30 годы 20 века многие оленеводческие семьи постигли репрессии, олени были переданы в колхозы. 20 ноября 1941 года из Вожгоры в Архангельск было отправлено около 30 оленьих упряжек для формируемых на Карельском фронте оленье- лыжных батальонов. На 1 января 1972 года оленеводство в районе было ликвидирована. Причины ликвидации ее – ослабление внимания к оленеводству, отсутствие заинтересованности пастухов из-за низкой оплаты труда, плохим обеспечением спецодеждой, трудными условиями жизни пастухов в чумах. Отрицательное влияние оказало также укрупнение колхозов. Церковь с престолом в честь Воскресения Христова была построена на казённые средства и освящено 22 января 1867 года. Престольный (съезжий) праздник в Вожгоре – «Святина» отмечался в последнее воскресенье января. Съезжие праздники имели большое (и не только религиозное) значение. Съезжались родственники: дочери, вышедшие в другие деревни, их дети, приезжали братья, молодёжь разных деревень знакомилась между собой, парни выбирали себе невест, а потом справляли свадьбы. Водили хороводы, гостились. Священники в Вожгорской церкви в первые годы существования прихода были временные, приезжавшие из соседних Койнасского и Пысского приходов. Самостоятельный Вожгорский приход был открыт только в 1886 году. Дольше всех (с 1909 г. и до закрытия церкви) священником служил Михаил Макарович Рочев. Он похоронен на Вожгорском кладбище. Сейчас в Вожгоре проживают его внучки Кучер Валентина Васильевна и Поташева Татьяна Васильевна. Их отец, Василий Михайлович Рочев, как сын священника, был репрессирован в 30-е годы.В большие христианские праздники на клиросе пел церковный хор. Хорошими голосами выделялись Иван Михайлович Ляпунов и его сын Вячеслав. До революции пел в церкви и хор учащихся церковно – приходской школы. В церкви, кроме богослужения, совершалось таинство Исповеди, Крещения новорождённых, венчали вступающих в брак, отпевали умерших. От рождения и до смерти каждый прихожанин был связан с церковью. Внутреннее убранство храма, иконостас, торжественное богослужение, проповеди священников, облачённых в богатые ризы, сильно влияли на человека, как бы уносили его из суетной мирской жизни, воспитывали в верующих высокую духовность, удерживали от недостойных греховных поступков. Да и сам крестьянский уклад, трудовой размеренный. Ритм деревенской жизни способствовал этому. На высокой колокольне церкви было пять колоколов разного размера красивого звона. Колокольный звон сзывал прихожан к церковным службам : заутрене, обедне, вечерне. Заунывным звоном провожали умерших, набатом оповещали о бедствиях, например, пожаре. Вожгорская церковь была закрыта в 1932 году. Тогда был спилен крест, сброшены колокола, а здание передано под клуб. Топоним Иванова гора связан с легендой. Деревня когда-то стояла на склоне горы, и однажды прошел такой сильный ураган, что снес у всех домов крыши. После этого жители перенесли свои жилища ближе к подножию горы, и только один человек не захотел переселяться, а так как его звали Иван, то и гора стала называться Ивановой. Место от подножия Ивановой горы до реки называлось и до сих пор называется «Подлето». Когда-то именно здесь были поля, так как земля у подножия горы прогревалась лучше, а от холодных ветров землю защищали холмы и лес. Скорее всего, слово «Подлето» расшифровывается как «под лето», т.е к югу, к теплу, к солнцу. Через наше село протекает 2 ручья «Большой» и «Малый». Когда Вожгора стала расширяться, часть ее, расположенная за Большим ручьем, стала называться Заручей Информация: http://www.piligrimstory.com/2012/12/Vozhgora.html?m=1