Русский Север: Вожгора...
В июне 1930 года к нашему селу Вожгора пароходом по реке Мезени привели баржи с живым грузом - сотнями семей так называемых спецпереселенцев, раскулаченных крестьян с Поволжья, Украины и Кубани. Приезжие жили в домах местных жителей до того времени, пока для них не был построен в 9 км ниже Вожгоры по реке Мезени поселок.
По мере готовности домов уже в начале 1931 года они заселялись, но и в 1933 году в некоторых вожгорских домах еще жили переселенцы.
К 1934 году в поселке были уже построены типовая школа, больница, пекарня, конюшня, здание почты и комендатуры, баня, много жилых домов. Жили переселенцы голодно. Молодежь из переселенцев, видимо, легче переносила превратности судьбы. Периодически из поселка приезжали группы молодежи в Вожгору с концертами, казачки лихо плясали.
В 1932-1933 лесозаготовительном сезоне на лесоучастке Межное, километрах в пяти ниже Вожгоры, рубили и возили лес исключительно переселенцы.
В июне 1935 года поселок опустел. Его бесправных жителей вновь погрузили на баржи и отвезли к Б. Нисогоре, а оттуда по Пинежской тайболы в лес на Кокорную.
Давно уже нет ни одной постройки в бывшем людном спецпоселке «Выборск», где проживало около 500 человек. Здания школы и конюшни перевезли в Вожгору, больницы – в Лешуконское, пекарни – в Койнас, а часть жилых домов - для погорельцев в Засулье. Осталось только название «У поселка» да заброшенное на бору старое кладбище, где нашли последний приют привезенные издалека не по своей воле люди.
Клавдий Зосимович Грязнов по собственному проекту построил в Вожгоре памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Год образования почтового отделения в Вожгоре - 1934 год. Внутрирайонная электрическая связь представляла собой однопроводные линии, коммутатор на двадцать номеров в отделении связи. В 1946 году в отделении связи установлена радиостанция, радистом принят Ляпунов Евгений Вячеславович. Почту возили зимой на лошадях, летом – на лодках, в 60-е годы - на теплоходе, потом – на самолёте.
В 1930 году в Вожгоре был организован колхоз «Новый путь». В начале в него вошли семь хозяйств – пять бедняцких и два середняцких. Через год он насчитывал уже сто пятьдесят четыре хозяйства и был самым крупным в районе.
В 1949 году в колхоз поступила первая автомашина – «полуторка» и её первым водителем стал Бобрецов Александр Михайлович, участник Великой Отечественной войны, демобилизовавшийся из армии и получивший там водительские права. Впоследствии Александр Михайлович работал кузнецом, трактористом, дизелистом, но для жителей Вожгоры он так и остался «Сашкой-шофером».
Главной достопримечательностью Вожгоры является Большой ручей, впадающий в Мезень. Он определил архитектурный облик и застройку старой части села. Исстари люди селились поближе к воде. Так получилось, что наши предки выстроили свои дома на берегу реки, а большая часть домов, бани, амбары, мельницы расположились вдоль Большого ручья. В Заручье (левый берег ручья) в верховьях его одноэтажные дома стояли в один ряд. Средняя часть имела более плотную застройку. Среди построек выделялись 2-этажные дома с поветями Галёвых, Кармановых, Поташевых. В низовьях ручья застроен был высокий обрывистый правый берег.
За деревней протекал и Малый ручей, но в 50-х годах прошлого века там не селились люди. Перед ручьем стояли колхозные амбары с зерном, конюшня, овины и даже курятник. Хозяйкой птичьего царства была добрейшая Парасковья Михайловна Ляпунова с помощницей- дочкой Галей. Нерентабельным оказалось птицеводство в Вожгоре, содержались куры в овине в неотапливаемом, неприспособленном помещении. Об освещении тогда еще и не мечтали, электричество в Вожгоре появилось в 1957 году. За Малым ручьем находилось деревенское кладбище. В 1867 году на возвышенном месте в центре села была построена и освещена церковь во имя Воскресения Христова, названная Воскресенской. Место от берега реки Мезень до сохранившегося здания церкви и теперь называют Подлето.
В жизни жителей Вожгоры Большой ручей играл большую роль, с ним связано много интересных историй. Ручей был основным поставщиком питьевой воды для заручевян. До 50-х годов сохранился лишь один колодец, за домом Кармановых на горке, других колодцев не было. Заручье стояло на болоте, а болотная вода годилась только для хозяйственных нужд. Воды в крестьянском хозяйстве, где имелся скот, надо было много, стояли в домах огромные деревянные бочки, куда вода наливалась ушатами. Помню такие бочки у Ульяны Степановны, у тёти Поли. Летом воду носили ушатами на коромысле, зимой ушат с водой завозили на санках. В годы, когда зимой случались оттепели, ручей «оплывал». Разным бывал Большой ручей, неширок он был, и в сухую летнюю погоду кроткий его нрав, жемчужная вода, прохлада завораживали, манили заручевскую ребятню: пригоршнями можно было пить вкуснейшую воду, плескаться, поднимая тысячи брызг, искрящихся на солнце. Но ручей мог преподнести и неприятные сюрпризы, показать свой строптивый характер. Во время таяния льда весной, летом и осенью после дождей он был грозным, шумным.
Продолжение следует...
Информация: http://www.piligrimstory.com/2012/12/Vozhgora.html?m=1